ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР СО СТУДЕНТОМ ВИШ МИФИ - РАСШИФРОВКА
Кто лучше расскажет об обучении, если не студенты?
У нас в гостях - Мария, студентка первого курса Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ, обучающаяся по направлению "Системный анализ и управление". Мария рассказала, как поступила, какие проекты выполняет в рамках своей деятельности в Инжиниринговом дивизионе Росатома, в каких мероприятиях участвовала, и многое другое.
Ведущая: Ольга Рябчикова, ведущий специалист управления образовательных программ Инжинирингового дивизиона ГК «Росатом», куратор студентов ВИШ МИФИ со стороны АО АСЭ.
На вопросы отвечает: Мария Коломиец, студентка первого курса Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ и по совместительству - сотрудник АО АСЭ.
Расшифровка и монтаж: Ольга Бойко, ВИШ МИФИ.
Ольга: Всем добрый день. Сегодня мы общаемся со студенткой первого курса ВИШ МИФИ Марией. Она обучается по направлению «Системный анализ и управление».
Меня зовут Рябчикова Ольга, я являюсь куратором ВИШ МИФИ со стороны индустриального партнера – «Атомстройэкспорта», это инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом».
Мария, представься, кто ты и откуда.
Мария: Я – Коломиец Мария, учусь на первом курсе магистратуры ВИШ на специальности «Системный анализ и управление». Я окончила бакалавриат Волгодонского инженерно-технического института МИФИ, это филиал головного МИФИ. На четвёртом курсе я приняла решение поступить в магистратуру в Москве. Собиралась поступать на бизнес-информатику, сдала экзамены, прошла по конкурсу, но по воле судьбы оказалась на программе ВИШ.
Ольга: А на какой программе ты училась до этого?
Мария: До этого я обучалась по направлению «Информационные системы и технологии».
Ольга: Как именно ты приняла решение поступить именно в ВИШ? Например, в ФБИУКС тоже есть направление «Системный анализ и управление». Почему твоя дорога привела тебя в ВИШ?
Мария: Когда я приехала сдавать экзамены, я встретилась со своей знакомой, с Викой Полушкиной, на тот момент она уже окончила первый курс, работала в «АСЭ» на полную ставку. Ей очень нравилась ее работа, она этим гордилась, и она рассказала мне о деятельности «АСЭ». Поэтому во многом Вика решила за меня мою судьбу, но окончательное решение о поступлении я уже приняла после того, как встретилась с представителем «АСЭ», с Константином Фокиным.
Ольга: Тогда сразу об этом и поговорим. Как происходило твое собеседование? Много вопросов поступает о том, как пройти не только экзаменационную комиссию, где вы сдаете теоретические аспекты вашей специальности, а как пройти собеседование с представителем «Атомстройэкспорта».
Мария: Во многом благодаря Константину я и поступила. Он рассказал про деятельность «АСЭ», про перспективы и возможности. У нас было очень дружелюбное собеседование. Когда я шла на него, я не совсем понимала, что от меня требуется, что я должна сказать. Он спрашивал, чем я занималась, есть ли у меня публикации, каков уровень английского и средний балл диплома.
Я больше задавала вопросы о том, куда он меня приглашает. Он меня убедил.
Ольга: То есть получилось двустороннее интервью.
А какие у тебя были ожидания, как у абитуриента? Чего ты ожидала после того, как ознакомилась с сайтом, с программой, пообщалась с Константином Фокиным? Поясню – это представитель HR-блока «Атомстройэкспорта».
Мария: Во многом мне помог курс Дизайн-мышления, это было вторым этапом знакомства с предприятием, и на курсе Дизайн-мышления уже сформировалось понимание того, что от нас хотят видеть. За эту специально придуманную программу, которая проходит за неделю до начала обучения, отдельное спасибо организаторам. Нас собрали и благодаря этому мы подружились со всеми ребятами, действительно стали единой командой. Эта неделя нас очень сблизила.
Ольга: Расскажу, о чем идет речь. За неделю до начала образовательного процесса, обычно в последнюю неделю августа, мы организуем курс «Дизайн-мышление». На нем ребята могут ознакомиться с проектами, которые будут реализовывать течение двух лет обучения, и пообщаться с функциональными заказчиками напрямую. То есть эта неделя для того, чтобы понять, какие проблемы существуют у заказчика, как их определить, или какие продукты нужны для решения проблемы. Такая история погружения в проектную деятельность до стадии инициации. Добавлю, что параллельно курсу Дизайн-мышление мы внедрили курс по командообразованию. На этом курсе ребята познакомились, подружились, и в конце, насколько я помню, вы вместе ходили в боулинг 🙂
Переходим к проектам. Можешь рассказать какой проект ты выбрала и почему?
Мария: Мой проект – дополнительная функциональность системы онлайн обучения в области мотивации (полное название - «Создание дополнительной функциональности в системе онлайн-обучения для сотрудников инжинирингового дивизиона в области мотивации»). Наверное, все понимают, что такое «мотивация», и что она необходима каждому. Но на самом деле у нас было очень много вопросов. Мы не могли понять, что от нас хотят, к чему мы должны прийти, и вообще – как мотивировать людей, не принимая во внимание какие-то материальные поощрения. Во многом, данные вопросы с нашим проектом мы закрыли только в этом семестре, благодаря тому, что мы наконец-таки наладили комьюнити между функциональным заказчиком и наставником, распределили обязанности и определили границы нашего проекта. И в этом семестре мы наконец пришли к единому выводу, что же мы хотим сделать и при чем здесь вообще онлайн-платформа.
Ольга: Очень важно понять, для чего вы делаете продукт, и что от вас ждут. Потому что иногда бывает, что даже при реализации какого-то проекта не все понимают, что они, собственно, делали. Это интересно наблюдать.
Мария: В этом семестре мы наконец сделали интерфейс, как будет выглядеть наша платформа. Во многом мы очень продвинулись за последнюю неделю. Поэтому на проектной сессии нам будет, что представить.
Ольга: Проектная сессия – это отчетный день, он будет в конце мая, где ребята представляют результаты своих работ перед комиссией «Атомстройэкспорта» и МИФИ. В частности, перед первыми лицами инжинирингового дивизиона. Это крутая история, так как можно общаться на расстоянии вытянутой руки с топами отрасли.
Следующий вопрос. Как складывается общение с наставником? Не существует ли каких-то барьеров?
Мария: Думаю, нет. У нас с наставником взаимопонимание. Она максимально старается помочь, всегда открыта к диалогу. Нам с наставником действительно повезло, мы общаемся на равных. Когда она нам в сентябре организовала встречу с функциональным заказчиком, мы не совсем понимали что мы будем делать, не хватало знаний и навыков задавать правильные вопросы. А сейчас можно было бы встречу повторить.
Ольга: В условиях массового перехода в онлайн изменилось ли качество реализации вашего проекта? Ты, как лидер команды, что замечаешь?
Мария: Мне кажется, у нас выросла эффективность. Когда мы встречались офлайн, у нас как-то не так всегда проходило взаимодействие. Сейчас, возможно, за счет того, что мы уже соскучились друг по другу, с радостью что-то делаем. Во многом мы продвинулись за последние недели. Мне кажется, нам пошло на пользу дистанционное обучение.
Ольга: Это касалось проектной практики. А что насчет обучения? Нет такого, что ты включаешь ноутбук и что-то не работает, либо ты в этот момент делаешь другие дела? Мне просто интересно, как у вас складывается образовательный процесс и с какими сложностями вы сталкиваетесь при дистанционном обучении?
Мария: Мне кажется, у нас увеличилась нагрузка. Преподаватели стараются увеличить объем информации, в этом плане лично для меня стало потяжелее. Больше стали давать, и день стал не нормирован, ты занимаешься и занимаешься… В плане техническом – в первую неделю были какие-то проблемы, а потом все наладилось.
Ольга: Как и в проекте, изначально подъем настроения, мотивации, потом происходят какие-то сбои, потом выходите на новый уровень и уже работаете в постоянном режиме и реализуете проекты или процесс обучения вместе.
Если говорить о связке проектов «Атомстройэкспорта» и вашего образования – помогают ли какие-либо предметы, которые преподаются в МИФИ, в «АСЭ», реализации вашего проекта?
Мария: Мне, как системному аналитику, помогают пары по управлению требованиями. Именно в проекте. В первом семестре мы сразу определились, как нам четко описать техническое задание, как сделать требование. Конечно, мы сначала многого не понимали в данной методике, но результаты показали, что мы справились. Преподаватель правильно отчитал часы, и мы правильно реализовали на практике. Еще для меня от «Атомстройэкспорта» важными были пары по управлению рисками. Я бы хотела их выделить, они особенно мне помогли. Пары по введению в проектную деятельность тоже были основополагающими, спасибо Елене Сергеевне Осиповой за активные лекции и игровую практику. Мы работаем вместе с командой и это как-то сближает.
Ольга: Поясню твои слова для аудитории, которая с нами только знакомится. Образовательный процесс в Высшей инжиниринговой школе НИЯУ МИФИ состоит из нескольких моментов. Первое – это образовательные площадки непосредственно в МИФИ, где идет стандартная образовательная программа в соответствии с учебным планом. Также есть дополнительная образовательная среда в «Атомстройэкспорте», где лекции читают ведущие сотрудники компании. А также проектная деятельность, на которую накладываются образовательные модули и помогают ребятам реализовывать их проекты более качественно. Не всегда осознание пройденного материала происходит одновременно с проектной деятельностью, но мы работаем над тем, чтобы ребята быстро перенимали и преобразовывали свои знания в навыки.
Вопрос по проекту. В какой-то момент в любых проектах возникает нехватка компетенций. Было ли у вас такое в проекте, и если да, то как вы с этим справились?
Мария: Мне кажется, в нашем проекте компетенции нам хватает. Возможно, не хватает какого-то опыта. В моей команде есть аналитики, программисты. За эти две недели мы сделали дизайн платформы онлайн-обучения. По сути, дизайн – это не совсем работа программистов, но ребята справились отлично, получилось очень неплохо. Поэтому, в принципе, компетенций нам хватает. Возможно, мне не хватает опыта, как руководителю проекта – что-то организовать, определить дедлайны.
Ольга: То есть, теоретически, если бы у вас был бы курс по руководству и организации процессов, это было бы вам полезно.
Мария: Думаю, да.
Ольга: Возвращаемся к «Атомстройэкспорту». Наша основная цель – чтобы во время вашего обучения вы нашли себя в Инжиниринговом дивизионе, в «Росатоме», и реализовали себя в качестве сотрудника. У тебя уже заканчивается первый курс. Что у тебя получилось, над чем ты работаешь в области трудоустройства в компанию?
Немного предыстории. Все ребята у нас с первого семестра трудоустроены в «Атомстройэкспорт» и их зарплата напрямую зависит от того, как они учатся в ВИШ и реализовывают проекты в «АСЭ». Ребята могут найти себе работу уже после окончания первого семестра. Некоторые переходят на более высокую позицию, либо изменяет свою функциональную нагрузку, переходят в другое управление.
Поделись опытом, что у тебя получилось или не получилось, над чем ты сейчас работаешь, чем ты хочешь заниматься?
Мария: Я попала на практику в отдел TCM NC (Total Cost Management Nuclear Construction – программа комплексного управления стоимостью и сроками проектов Госкорпорации), который занимается оптимизацией систем управления. К сожалению, не на большой срок, потому что начался карантин, и сроки моей практики перенеслись, но за короткое время я успела понять, как организован проектный офис. И поняла, что еще многое нужно узнать. Потому что то, что нам рассказывали в теории, иногда совершенно отличается от практики. Как раз в этом проектном офисе я, например, узнала о проблемах EPC-контрактов (Engineering, procurement and construction). Если до этого мы просто слушали лекции о них, то здесь уже столкнулись с практикой. Руководитель проектного офиса был на стройке в Бангладеш, он рассказывал о деятельности. Я многое узнала о том, как происходит строительство, и про внедрения этой системы TCM. Я бы с удовольствием там провела еще некоторое время, потому что объема знаний пока не хватает, чтобы сразу вникнуть. Мне в первую неделю приходилось очень много читать и всё изучать, но это здорово, потому что расширяет кругозор и дает знания.
Ольга: Ты сказала, что попала на практику. Я бы по другому это интерпретировала. Ты сама нашла, с каким структурным подразделением ты хотела ознакомиться, и это очень важно, что проявляешь такую самостоятельность, имеешь осознанную позицию и пробуешь себя в различных структурных подразделениях.
В каких мероприятиях ты успела поучаствовать за этот год?
Мария: Я была на Зимней школе по проектному управлению в СПб, участвовала в «Построй-продай компанию» по технологическому предпринимательству от компании ТехноСпарк. Особенно мне запомнился форум МИФИ-Стэнфорд. На три дня МИФИ стал площадкой для обмена опытом и знаниями по проблемам разоружения и вообще ядерной проблемы в современном мире. Приезжали ребята из Стэнфорда, и в течение трех дней мы с ними участвовали в дискуссиях. Это был незабываемый опыт. Я уважаю людей, которые учатся в Стэнфорде. Мне кажется, для многих моих одногруппников это «голубая мечта», и пообщаться с ними вживую, и порасспрашивать их, и вообще подготовиться к этому форуму было испытанием. Мы готовились в течение нескольких недель, нужно было прочесть большой объем информации – по причинам аварий, по стандартам МАГАТЭ, в целом по политической обстановке в разоружении… Это действительно было незабываемо – пообщаться с ребятами, прокачать свои скилы.
Ольга: Когда я проходила программу ВИШ МИФИ, у нас на первом курсе было международное атомное право, которое нам преподавалось на английском языке. Помогли ли вам знания, которые вам преподали в рамках международного атомного права на этом форуме?
Мария: Это был первый семестр, мы только поступили в МИФИ, а нам ставят пары на английском, еще и по международному атомному праву. Но мне кажется, нам это очень помогло, потому что действительно было интересно слушать. Конечно, мы и половины не понимали, потом переводили. Спасибо преподавателю, она пыталась максимально донести информацию. Мы действительно узнали о деятельности МАГАТЭ, закрепили свои знания, и потом на Форуме смогли сформулировать наши мысли.
Ольга: Сначала в английском пытаешься вспомнить, что она говорила, потом перевести на русский у себя в голове или дополнительно законспектировать.
Мария: Моей группе досталась тема об аварии в Чернобыле. Все знают, что случилось, но донести на английском, что там происходило в реакторе, было очень сложно. Я помню, как мы долго думали, как же правильно все сформулировать и потом еще выступить. Мне кажется, получилось удачно.
Ольга: Глядя на фон позади тебя, хочется спросить – как ты все успеваешь? Ты лидер проекта, ты хорошо учишься, успеваешь участвовать в форумах и в различных конкурсах, турнирах, и личная жизнь хорошо налажена. То количество медалей и грамот, которые висят за тобой, вызывает восхищение. Может, какой-то совет есть для всех остальных?
Мария: Тайм-менеджмент меня спасает 🙂 Я стараюсь распланировать свои обязанности. И, наверное, это с детства привито, что нужно успевать все по максимуму. Поэтому я всегда сначала училась, потом шла на тренировку… Я и сейчас каждый день совмещаю тренировки с учебой, поэтому все успеваю. Но все-таки это больше планирование – нужно четко сформулировать, что тебе нужно сделать, поставить дедлайн, и тогда все получится.
Ольга: Расскажи, чем ты увлекаешься?
Мария: Я занимаюсь лёгкой атлетикой и спортивным туризмом, выступала на соревнованиях от МИФИ, и отдельно представляла своего тренера по легкой атлетике. Даже на карантине я стараюсь уделять себе полтора часа, побегать вокруг дома.
Ольга: Неужели не возникает никаких сложностей в таком темпе жизни?
Мария: Сложность возникает у меня только одна – нехватка какой-либо информации. Когда я приехала, я поняла, как много мне нужно успеть выучить и понять, ты должен постоянно постоянно саморазвиваться, потому что как только останавливаешься – тебя опережают.
Ольга: Для тех, кто нас сейчас смотрит, это стоит записать в блокнотик. Что нужно постоянно что-то изучать, чтобы, как гласит одна из ценностей «Росатома», быть на шаг впереди, и быть эффективным.
Вернемся на год назад. Представь, что ты снова абитуриент, перед тобой стоит выбор – куда идти. Ты бы изменила свое решение?
Мария: Думаю, что нет. Я считаю, что, приняв решение, заняла верную позицию, и зачем жалеть о чем-то? Я поступила бы так же.
Ольга: А какие советы ты бы себе дала как поступающему? Что бы ты, может, почитала дополнительно перед поступлением?
Мария: Наверное, больше прочла бы про деятельность АСЭ. На данный момент я считаю, что поле деятельности АСЭ очень обширное, можно прокачать как hard-skills, так и soft-skills. Поэтому я бы просто общее какое-то понимание о компании расширила. Тогда мне казалось, что всё – «Росатом».
Ольга: Это действительно «Росатом» 🙂
Мария: Да, но это разные дивизионы. У меня не было конкретного понимания.
Ольга: То есть тебе не хватало погруженности в деятельность компании?
Мария: Во многом я тогда благодаря Вике Полушкиной узнала о деятельности компании, но с удовольствием узнала бы что-нибудь еще.
Ольга: Завершающий вопрос. Что ты пожелала бы и какие советы дала поступающим в ВИШ МИФИ в 2020 году абитуриентам?
Мария: Я бы сказала – дерзайте! Не бойтесь нового и неизведанного. Атомная отрасль – она развивалась, развивается, и будет развиваться. Если вы видите для себя в этой сфере и хотите приобщиться к ней, то такая программа как ВИШ для этого очень удачна. Действительно, попасть сразу в Инжиниринговый дивизион, сразу трудоустроиться, для начала на полставки, и посмотреть, как это работает изнутри – это не каждому сразу дается. Так ты побудешь два года в компании, поймешь, чем бы ты хотел заниматься конкретно. У тебя есть много возможностей выбрать себе какую-то деятельность. Я знаю, что многие на втором курсе, они учатся на физиков, но уже ведут свои проекты в АСЭ. То есть проектная деятельность их привлекает.
Здесь можно успеть все попробовать и понять, нравится тебе или нет.
Ольга: Спасибо большое за этот призыв. Было интересно послушать ребят с первого курса в твоем лице. Хочется пожелать тебе терпения в это нелегкое время и еще больше побед.
Для слушателей и для тех, кто заинтересован в программе ВИШ МИФИ. Чуть позже будет выложен пост в Инстаграм со ссылой на данную беседу. Если вы пролистаете «карусель», то увидите анкету с QR-кодом, по которой можете пройти, и мы будем знать, что вы в нас заинтересованы. Мы будем вас включать в различные интересные мероприятия.
Всем хорошего настроения и до встречи!