©2022 Uplift · Built with love by Swift Ideas using WordPress.
+7 (495) 788-56-99 доб. 7691, 0910; приемная комиссия ВИШ МИФИ: +7 903 259 61 55; WhatsApp: +7 929 684 71 59; e-mail: hes@mephi.ru
VK        

Вебинар “Взгляд сверху”

ВЕБИНАР «ВЗГЛЯД СВЕРХУ» - РАСШИФРОВКА

Вебинар состоялся 27 апреля 2020 года

Нашим гостем была главный эксперт управления АО ИК «АСЭ», одна из основателей ВИШ, преподаватель МИФИ, Елена Сергеевна Осипова.

Ведущая: Ольга Рябчикова, ведущий специалист управления образовательных программ Инжинирингового дивизиона ГК «Росатом», куратор студентов ВИШ МИФИ со стороны АО ИК «АСЭ».

Расшифровка и монтаж: Ольга Бойко, ВИШ МИФИ.


Ольга: Добрый день. Мы начинаем нашу live-трансляцию с организатором ВИШ МИФИ, с женщиной, которая стояла у истоков, была основательницей и развивала идею ВИШ. Это Елена Сергеевна Осипова.

Здравствуйте, Елена Сергеевна. Давайте познакомимся.  Те, кто уже смотрел предыдущие эфиры, знают, что меня зовут Рябчикова Ольга, я являюсь куратором и координатором ВИШ МИФИ со стороны индустриального партнера – АО ИК «АСЭ».

Елена Сергеевна, расскажите о себе.

Елена: На данный момент я тоже являюсь сотрудником АО ИК «АСЭ», главным экспертом управления, а изначально была руководителем подразделения, которое, помимо других задач, отвечало за старт проекта Высшей инжиниринговой школы, за дальнейшее развитие.

Это управление когда-то называлось Управлением компетенций цифровой трансформации, очень громко и не всегда понятно, но когда это написано в резюме, то звучит достаточно солидно. Параллельно я являюсь экспертом и ментором различных образовательных программ других учреждений –  таких как московская школа управления Сколково, являюсь преподавателем МИФИ, и в общем очень люблю детей.

Ольга: Это здорово. Вы стояли у самых истоков ВИШ МИФИ. Как вообще родилась идея создать такую школу?

Елена: Идея родилась в головах сразу нескольких очень важных людей.  Прежде всего, в голове бывшего президента АО ИК «АСЭ», который, глядя на то, что происходит в организации, на кадровый состав, на те тенденции,  которые образовались вокруг строительной деятельности, деятельности по проектированию атомных станций и управлению сложными инженерными объектами, на то, как развивается ситуация так называемой Индустрии 4.0, и что вообще меняется в инженерной деятельности, понял, что ему нужны новые люди с новыми компетенциями, и они должны стать частью новой команды.

Но, так как никто не понимал, что это за новые люди, Атомстройэкспорт решил включиться в проектирование новой образовательной программы, лично участвовать в разработке профиля цифрового инженера, в создании образовательной программы нового типа, под свой заказ. То есть такой был эксперимент. На начальных этапах образовательное учреждение тоже до конца не понимало, но в лице Стриханова Михаила Николаевича согласилось на этот безбашенный эксперимент. Они собрались вместе с тогдашним президентом АСЭ Лимаренко, и решили, что можно попробовать в пилотном режиме вот такую новую интересную штуку.

Ольга: А почему именно МИФИ?

Елена:  МИФИ является вузом, который достаточно близок к атомной отрасли, активно поддерживает основные технологические направления, развивает и образовательные, и исследовательские компетенции в области ядерной физики и смежных отраслей вокруг основной деятельности, по проектированию, строительству, эксплуатации. Поэтому у нас давние, можно сказать, дружеские отношения с НИЯУ МИФИ, и мы понимаем, что с ними в какой-то части, даже по тем проектам, по которым у нас не всегда достаточно компетенций, можно договориться.  То есть мы вместе ввязались в эту авантюру, потому что давно доверяем друг другу.

Ольга: Здорово, что есть такие доверительные отношения между индустриальным партнером и вузом, которые порождают интересные проекты.  Какие были ожидания, и какие цели стоят перед студентами ВИШ МИФИ?

Елена: Помимо традиционных целей хорошо учиться и слушаться старших было еще много такого, что для традиционной системы образования, наверное, не характерно.

Во-первых, вы, Ольга, как выпускник первого потока ВИШ, наверное, помните, что мы всех предупредили, что это авантюра, эксперимент.  Мы пригласили студентов спроектировать вместе с нами эту новую образовательную программу. Во-вторых, так как им приходилось работать с теми, кто друг друга не очень переносит… Вот любой работающий в производственной компании, знает, что проектировщики не очень любят конструкторов, конструктора не очень любят технологов, технологи не очень любят эксплуатационщиков, и все вместе не очень любят айтишников. Это так называемая проблема «вертикального колодца», она существует практически в любой производственной компании.  У ребят была непростая задача, наши ожидания от них были следующие: попробовать ликвидировать недопонимание с соседними профессиями уже на стадии обучения.  То есть вместе работали физик-расчетчик, программный инженер, системный инженер – направления деятельности, которые традиционно в компаниях разнесены и даже чуть-чуть «воюют» друг с другом. А тут надо было собраться всем вместе, вместе сделать проект, научиться слушать другого. Слушать другого – это вообще в нашей жизни очень важная штука. Не говорить сразу, что он не прав, а попробовать услышать, что же он по этому поводу думает.

Ожидания от студентов - чтобы они стали лидерами проектов развития в компании. Потому что в любой крупной компании, образно, паровоз летит, на всех парах, даже если он горит, тушат его в процессе, для того, чтобы подумать, очень мало времени и возможностей. Но умные руководители и в высших учебных заведениях, и в таких компаниях, они понимают, что в компании должно быть место для проектов развития.  Но когда паровоз несется и все дружно тушат этот паровоз, нужно специальное обустроенное место и специальные люди, которые имеют возможность подумать о проектах развития.  Перед ребятами и ставилась такая задача – несмотря на то, что рядом с ними несется паровоз, нужно не обращать на это внимание и планомерно придумывать проекты развития. Иногда даже вопреки этому паровозу.

 

 

Ольга: То есть получается, что ребята – эта такая лаборатория знаний, где они генерят свои, иногда нестандартные, идеи для реализации проектов.

Елена: Более того, это очень интересный карьерный, социальный лифт, потому что вам дается карт-бланш на проекты развития.  На вас внимательно смотрят, вас слушают даже чуть больше, чем традиционных молодых специалистов, приходящих в отрасль или в компанию, к вам прислушиваются. Есть, конечно, риск, что вы скажете ерунду. Но если вы скажете что-то, что попадет в ситуацию, в которой находится организация, у вас есть возможность достаточно быстро поговорить с крутыми руководителями и достаточно быстро ваш проект может пойти в реализацию.

Ольга: Мы говорим сейчас про ожидания от студентов. У нас обучается уже третий поток (первый выпустился в 2019 году, в этом выпускается второй). Совпадают ли ожидание и реальность?

Елена: Чтобы ожидание всегда совпадало с реальностью, надо сильно занизить собственные ожидания 🙂  Когда вы попадаете производственную компанию, особенно после выпуска из университета, вы оказываетесь в новой для вас ситуации, это надо всегда держать в голове и исходя из этого планировать свои действия. Сразу руководить крупными проектами с огромными бюджетами, конечно, вам не дадут. Не потому, что не верят в вас, а потому, что ставки в крупных организациях очень серьезные, и нужно время, чтобы понять, как устроена система управления, чем вы на самом деле управляете, как выглядит объект вашего управления, как ведут себя ваши соседи и как вам с ними взаимодействовать.  Такого рода проекты, как Высшая инжиниринговая школа, они сжимают это время. Если вы просто выпускник и приходите в компанию, вам требуется время на адаптацию.

Когда учитесь и одновременно работаете в этой компании, вы уже свой во всех этих процессах, боевой, у вас может быть, и позиция чуть повыше будет. Я помню, на наших выпускников даже немножко обижались, что они «перескакивают» через карьерную траекторию, которая для традиционного специалиста занимает некоторое время. А они перескакивают, потому что у них в процессе обучения время «сжалось».

Ольга: Вступительное испытание в магистратуру ВИШ МИФИ включает в себя не только традиционную сдачу экзаменов, но еще и собеседование с представителем АО ИК «АСЭ». Многие абитуриенты спрашивают, для чего? Вот с точки зрения организатора - для чего это?

Елена: «АСЭ» - большая компания. Вы проводите в ней много времени. Компания похожа на механизм, работающий определенным образом. У каждого элемента этого механизма есть свое назначение, роль в общей системе достижения бизнес-целей, есть общие, разделяемые всеми ценности и требования к людям не только на уровне компетенций, но и на уровне бизнес-этики. Стремиться к общему результату, соблюдать технику безопасности, стараться думать наперед, работать в команде, на успех команды, а не свой личный.  Вот этот набор ценностей (у Госкорпорации их шесть), нужный для того, чтобы механизм работал слаженно, должен разделяться большинством. Иногда даже хороший специалист, попадая в механизм, которому он не соответствует, ценности которого не разделяет, может разрушить весь механизм. Чтобы избежать проблем в процессе обучения и подготовки, чтобы понять, сможем ли мы сработаться, чтобы не было социальных и профессиональных конфликтов, задумана такая штука как собеседование. Это скорее проверка, сможем ли мы вместе проводить много времени.

Ольга: Собеседование проводится как при приеме на работу?

Елена: Не совсем. Скорее на общие ценности – сможем ли мы вместе провести время. Как, прежде, чем люди вступают в брак, они некоторое время проводят вместе, чтобы понять, смогут ли они выдержать ряд каких-то совместных ситуаций в проживании. Вот примерно так же и здесь. Пока никто не просит портфолио и безусловных знаний, понимая, что вы все-таки в начале карьерного пути. Хотя, если у вас есть чем гордиться, лучше рассказать.

Ольга: Есть какие-то личные советы о том, как успешно пройти этап собеседования? Какие требования вы предъявляете к кандидату?

Елена: Если вы уже решили поступать в такую интересную штуку (всех, кстати, зову), то надо понять, куда вы идёте, что это за организация, которая частично поддерживает проект ВИШ. Если вы выбираете, например, ведущую, мировую, работающую на глобальных рынках инжиниринговую компанию, позволяющую вам наработать такое портфолио, с которым вы придете в любую другую компанию и будете там «королем», то надо понять, чем она занимается. Посмотреть набор ценностей, о котором я говорила, которые являются не жестко обязательными, но требуемыми от каждого сотрудника. Да и с точки зрения обычной жизни это очень полезно – думать на шаг вперед, заботиться о собственной безопасности, не быть эгоистом и уметь работать с другими людьми…  В общем, это такие простые вещи, о которых было бы правильно задумываться.

Общее собеседование -  как раз проверка, насколько вы готовы эти ценности разделять, насколько вы представляете, куда идете, что это за компания и чем она занимается. И немножко узнать о ваших личных ценностях, целях и амбициях.  Если вы всю жизнь мечтали создать собственный стартап в силиконовой долине и сразу об этом скажете, приходя на практику в крупную технологическую компанию типа «Атомстройэкспорта», то, может быть, тогда вы просто пойдете учиться предпринимательству …

Ольга: То есть нужно, чтобы личные цели как-то совпадали с целями, которые декларируют компания.

Елена: Да, если ваша цель – стать разработчиком в крупной международной компании, можно попробовать. А если – получить набор знаний исключительно из любопытства, а затем, например, вернуться в бизнес родителей с какой-то другой тематикой, то, может быть, и не стоит. Прямого соответствия целей, конечно, никто не будет требовать. Мы реалисты и понимаем, что у каждого в жизни свои цели. Но если вы видите себя через десять лет с каким-то набором компетенций, примерно соответствующим тому, который дает компания и программа магистратуры, то надо поступать.

Ольга: Что, вашему мнению, самое сложное для ребят в течение их обучения?

Елена: Это мы слышали в течение трех лет, у меня даже список есть специальный.  Пункт номер 1. «Дайте нам ТЗ, что мы должны сделать. Почему вы от нас хотите непонятно чего, дайте нам четкое задание, мы его сделаем».

Ольга: Для начала надо сказать о том, что это «проектная» магистратура. Ребята реализовывают проекты течение двух лет.

Елена: Если рассказывать о программе целиком, важны несколько ее характеристик.  В центре этой программы находится проектная работа.  Наше глубокое убеждение,  что учиться можно только на конкретной деятельности. Невозможно получить никаких знаний и навыков, просто читая книжки или слушая лекции. Надо что-то попробовать сделать. Если у вас что-то не получается сделать, вас образовательно поддержит МИФИ. Поставит вам базовую компетенцию. А под те задачи, которые будут у вас в проектной работе возникать, уже выстраивается дополнительное образовательное поле.  Это первая характеристика этой программы. Второе.  Вас не бросят в этой работе, с вами будут работать наставники и кураторы.  Ребята, которые сами прошли эту «мясорубку» – «Атомстройэкспорт», сами уже является кураторами тех, кто пришел  учиться позже.  Наставники, то есть люди, которые занимают руководящие позиции в компании,  заинтересованы в вашем проекте и будут вас активно поддерживать.

Вы являетесь сотрудниками организации с первого дня обучения не потому, что мы хотим вас «закабалить», а потому, что мы хотим таким способом предоставить вам доступ ко всем нашим ресурсам, чтобы вы имели возможность делать свой проект в «боевом» режиме.

Третье, что мне кажется очень важным - эти проекты вы делаете вместе с кем-то, вы не одни, вас курируют, у вас есть коллеги с других направлений подготовки, с другой точкой зрения на этот проект, дополняющие ваши компетенции. Вам придется работать вместе с кем-то, кто учится или учился по какой-то другой теме, договариваться с ними и так далее. И вся эта система проектной работы, поддерживаемая образовательной программой, инфраструктурой, административно на самом высоком уровне, это то, чем вы будете заниматься в течение двух лет.

Ольга: А какие сложности?

Елена: Так как это проекты боевые, а в боевых проектах по большей части люди сами вынуждены формулировать себе задачу (с поддержкой руководителя) и правильно ее выполнять, вам придется смириться с тем, что готовых ответов на то, что вы делаете – нет.

Вам никто не подскажет как правильно, вы должны будете сами это понять, вас будут иногда подгонять, иногда вам придется получать по голове, за то, что вы не туда идете… Но этим и отличается боевой проект от учебного, и наставник вместе с вами идет по этому проекту. У него нет ответов на ваши вопросы, и ТЗ вам придется на ваш проект скорее всего писать самим. Первые три месяца мы, конечно, послушаем с удовольствием об этих ваших сложностях, но через три месяца вы сами перестанете об этом говорить.

Вторая сложность – вам придется терпеть рядом с собой, особенно тем ребятам, которые физике учились, этих вот имеющих свое мнение по любому поводу айтишников. Разработчикам придется терпеть рядом с собой системных инженеров, которые бесконечно пытаются что-то создать, рисовать системы и общие архитектуры.  То есть вам придется работать рядом с теми, с кем даже не очень хочется разговаривать. Это тоже сложно –  сработаться в команде и сделать общий продукт.

Ну и конечно, будет сложно в том смысле, что административная машина работала до вашего прихода и будет работать дальше, то есть паровоз будет ехать и гореть, и чтобы что-то изменить, придется постараться. Повторюсь, это боевой режим, и это проблемы, с которыми сталкиваются все люди, выходя на работу в проектную деятельность.  В общем, будет сложно.

Ольга: Также хочу сказать, что помимо знаний, получаемых с помощью образовательных модулей в МИФИ, мы еще делаем акцент на софт компетенции, как раз чтобы решать проблемы взаимодействия и коммуникации ребят в команде, потому что действительно есть такой опыт, что одни хотят одного, другие другого, все тянут в разные стороны и надо как-то договориться.  И очень сильное сопротивление я вижу именно у айтишников, которые в основном привыкли общаться с компьютером, на своем языке, и иногда их не понимают системщики, как будто у них нет общего словаря. Поэтому у ребят есть общие предметы еще не только по софту (мягкие навыки), но и по харду, в смысле программирования и основ архитектуры предприятия.

А что самое классное, помимо проектов и опыта, который ребята получают?

Елена: Я бы сама пошла учиться в такую магистратуру. Во-первых, потому что она даёт возможность в достаточно безопасной форме попробовать то, за что готовых выпускников уже по голове не погладят.  Здесь будет прощаться много того, что не прощается сотрудникам.

Во-вторых, у нас весело. У нас есть параллельно очень много разного типа активностей для молодежи, всякие социальные активности, спартакиады, поездки на интересные международной конференции. Есть возможности воспользоваться той инфраструктурой, которая дает дополнительные возможности. В инжиниринговой компании есть своя спортивная жизнь, культурная жизнь, много возможностей дополнительного образования, специальный английский язык, который позволяет сотрудникам бесплатно повышать свой уровень. Есть международная сертификация, которую вы можете положить себе в портфолио по управлению проектами.  Есть возможность ездить в командировки и смотреть реальные объекты. То есть это вторая площадка со своей инфраструктурой, которую вы можете использовать, как и площадку МИФИ.

Ольга: Вы сказали, что является также преподавателем МИФИ и ведете для наших ребят курс.  Можете рассказать о своем курсе?

Елена: Приходите и узнаете :-).  Курс называется «Введение в проектную деятельность».

В этом курсе я пытаюсь решить три задачи.

Первая: попробовать с ребятами пообсуждать вещи, которые с ними не обсуждают руководители в компании, считая, что им пока рано. Например, что такое на самом деле «управление», где разница между тем, что пишут в учебниках про управление и тем, что реально можно выяснить после определенного количества лет работы. Лайфхаки, как в отсутствии административного и финансового ресурсов можно попробовать наладить коммуникацию для достижения того, что вам нужно.  Это один аспект, связанный с раскрытием внутренней сути того, что такое управление проектом и вообще проектная деятельность.

Вторая -  я понимаю, что ребятам в их проектной деятельности очень тяжело иногда с кем-то что-то пообсуждать, потому что они практически в боевом режиме работают, еще и образовательная программа… Но на моем курсе всегда есть возможность обсудить проблемы своего проекта с другими группами и со мной, у меня все-таки достаточно  большой опыт, связанный с проектной деятельностью.

В-третьих, иногда набор курсов в МИФИ и набор курсов в «АСЭ» не всегда вызывает понимание и связанность в голове у каждого конкретного студента. В своем курсе я пытаюсь как-то связать эти курсы, построить единое интегральное представление о том, что и зачем мы делаем в рамках образовательной программы.

 

 

Ольга: То есть ребята на вашем занятии могут остановиться, порефлексировать, понять, что происходит, выйти с более осознанной картиной, и дальше реализовывать проект…

Елена: Мы играем в разного типа деловые игры, обсуждаем результаты проектов, в целом пытаемся обобщить это до каких-то представлений о том, что же означает «управлять проектом», с чем человек, работающий с проектами, сталкивается в обычной жизни.

Ольга: Что вы сделали бы иначе с проектом ВИШ МИФИ, если бы вы заново оказались в 2017 году, но с тем пулом знаний, которые есть сейчас?

Елена: Есть несколько вещей, которые можно обсуждать. Во-первых, это то, насколько на самом деле реализована задумка.  Всегда проект в реализацию приходит с некоторой редукцией, с ужиманием содержания. То есть мы сделали меньше того, что хотели, и я бы поработала над тем, чтобы эту редукцию сделать меньше. Мы думали о том, чтобы сделать этот проект сетевым, взять лучшее от множества кооперирующих с МИФИ вузов. Вы, наверное, знаете, что в атомной отрасли есть консорциум опорных вузов, которые готовят разного типа специалистов для атомной отрасли. Они часто собираются вместе и обсуждают совместные программы и инициативы. У каждого из этих вузов есть какая-то сильная сторона, своя специализация. Например, в МИФИ мало готовят проектировщиков или строителей, есть специальные вузы, которые в этом сильны, и которые в этой зоне способны усилить нашу образовательную программу.

Во-вторых, я бы темп побыстрее взяла, в том смысле, что сейчас у нас примерно одинаковое количество людей приходит в магистратуру, но запросов гораздо больше. Мне кажется, на ранних этапах надо было бы задуматься о каких-то дистанционных форматах, в которых может участвовать большое количество людей, и о коротких формах. Может быть, об очно-заочной магистратуре, когда у человека есть возможность работать и при этом получать магистерское образование.  Потому что многие молодые сотрудники отрасли очень хотят попасть в эту магистратуру, но, соотнося, свою рабочую нагрузку с достаточно жесткой нагрузкой в магистратуре, отказываются, а это жаль. Если бы с одной стороны студенческое поколение, а с другой стороны молодые специалисты вместе делали проект, мне кажется, это был бы большой прорыв для отрасли.

У нас есть такие примеры. На третьем потоке у нас учится один из руководителей, и это заметно повысило качество проектов, в которые он вовлечен, и ребята получили большую пользу. Если бы такого побольше случалось, мне кажется, мы бы получили другие интересные эффекты. И ребятам, которые никогда не работали, было бы интересно посмотреть, и сотрудникам на свою деятельность новый взгляд получить тоже было бы полезно.

Ольга: Давайте последний вопрос. Какой главный совет вы дадите студентам, которые к нам поступают в 2020 году?

Елена: Я считаю, что поступление в ВИШ МИФИ должно быть осознанным выбором. То есть вы должны нырять в эту воду, понимая, что вас ждет. А ждет вас проектная работа, боевой режим и реальные индустриальные задачи.  Не надейтесь, что вам удастся очень легко этого избежать.

Ольга: Спасибо большое, Елена Сергеевна. Если у слушателей возникли какие-то вопросы, вы можете обращаться к нам. Мы выложим это видео на youtube-канале. Для тех, кто заинтересован в программе ВИШ МИФИ, я выложу в посте в Инстаграм ссылку на данную трансляцию, плюс будет анкетка с QR-кодом, по которой вы можете пройти и заполнить короткую анкету о себе, и мы будем знать, что вы в нас заинтересованы, а мы в вас.

Хорошего и продуктивного дня. До скорой встречи.

 

Есть вопрос?