ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР СО СТУДЕНТОМ ВИШ МИФИ - РАСШИФРОВКА
Запись live-интервью со студентом второго курса, Карповым Никитой, заканчиваюшим второй курс магистратуры ВИШ МИФИ по направлению «Ядерная физика и технологии». Никита рассказывает о том, как учился и одновременно работал в АСЭ, о теме своих проектов и о многом другом.
Ведущая: Ольга Рябчикова, ведущий специалист управления образовательных программ Инжинирингового дивизиона ГК «Росатом», куратор студентов ВИШ МИФИ со стороны АО АСЭ.
На вопросы отвечает: Никита Карпов, студент второго курса Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ и по совместительству - сотрудник АО АСЭ.
Расшифровка и монтаж: Ольга Бойко, ВИШ МИФИ.
Ольга: Всем привет. На часах 12:00, и мы начинаем наш вебинар «Открытый разговор со студентом». Сегодня мы встречаемся с Карповым Никитой, это студент второго курса магистратуры ВИШ МИФИ, обучающийся по направлению «Ядерная физика и технологии».
Мы поговорим о том, как учится, как работать, как найти работу в Росатоме и почему это круто, много о чем интересном поговорим. Никита сейчас пишет диплом, мы поговорим о том, как выбрать тему диплома, как написать его в условиях работы и учебы.
Привет, Никита. Я уже сказала уже пару слов о тебе. Представлюсь – я Рябчикова Ольга, куратор ВИШ МИФИ со стороны индустриального партнера – «Атомстройэкспорта», это Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом».
Никита, скажи пару слов о себе.
Никита: Очень рад тебя видеть, Оля. Очень рад, что ты нашла время, несмотря на то, что сегодня воскресенье. Я думаю, что большинство из нас сейчас поехали бы на дачи, пожарили шашлыки, но они поняли, что на самом деле для них было важно узнать о МИФИ, о ВИШ МИФИ J. Я очень рад. Меня зовут Карпов Никита. Я студент второго курса ВИШ МИФИ. Сейчас я заканчиваю свой диплом и попутно работаю в Управлении по управлению проектами Курской атомной станции. То есть я управляю строительством Курской атомной станции.
Ольга: Как гордо звучит :-). О работе мы поговорим позже. Давай вернемся на два года назад. Вот перед тобой стоит выбор – поступать, не поступать, есть еще и стандартное направление «Ядерные физика и технологии», есть ВИШ МИФИ. Почему ты выбрал именно ВИШ?
Никита: Вернемся на шесть лет назад :-). После школы я думал, куда мне поступать. Выбор пал именно на ядерную физику, потому что я думал, что атомная станция – это как Rocket Science, маленький загородный клуб для избранных. Я попал на направление «Ядерные физика и технологии», закончил бакалавриат на кафедре «Экспериментальная и теоретическая физика ядерного реактора». В теме диплома я сделал свой собственный ядерный реактор.
Ольга: Нормально так!
Никита: И вот я стал бакалавром, у меня на руках диплом, и я думаю, а что дальше, чем мне заниматься… То есть мысли как у всех выпускников вуза – как применить свои знания на практике. И я увидел ВИШ МИФИ как реализацию этих навыков, где я на практике смогу понять, чем я хочу заниматься. Мне не хотелось углубляться в ядерную физику, потому что реакторы – это только часть Росатома. А я хотел расти именно вширь, в области управления проектами, поэтому выбор пал на ВИШ. Потому что ты интегрируешься с самого первого семестра внутрь корпорации, в Атомстройэкспорт.
Ольга: Вот ты поступил. Какие у тебя были ожидания, помимо того, чтобы погрузиться в тему управления проектами и посмотреть, как вообще атомная отрасль работает?
Никита: Ожиданий было много. Я понимал, что, так как мы напрямую работаем с нашим индустриальным партнером, мы вливаемся в большую структуру, где вокруг тебя огромное количество людей. Концепция точки кипения – когда много людей начинают мыслить, генерить идеи. Росатом – одна большая команда. Несмотря на то, что ты студент, ты являешься частью Госкорпорации, ты уже полноправный сотрудник, ты можешь просто подойти, в любой момент задать любой вопрос, и тебе ответят.
Ольга: У тебя стоял выбор между стандартным направлением «Ядерная физика и технологии» и ВИШ МИФИ. В чём для тебя была разница? Ведь из любого подразделения МИФИ можно внедриться в предприятия Росатома так же успешно, как при учебе в ВИШ.
Никита: Основная разница в том, что я закончил бакалавриат по направлению ЯФТ, и я понимал, что если дальше идти на эту программу, то не факт, что я трудоустроюсь. Была ещё очень интересная программа ВАВТ (совместная с Академией внешней торговли), программа двух дипломов, но для меня это тоже был «кот в мешке».
Ольга: На самом деле везде есть возможность, главное, её не упустить.
Магистратура ВИШ МИФИ подразумевает трудоустройство студентов уже с первого семестра. С сентября-октября ребята уже являются сотрудниками АО ИК «АСЭ», в течение двух лет у них может случиться карьерный скачок, о чем мы позже расскажем. Изначально ребята устраиваются в Управление образовательных программ, реализуют проекты, направленные на цифровизацию Инжинирингового дивизиона Росатома и вообще атомной отрасли. Через два года они имеют возможность перевестись в другое структурное подразделение.
Я сейчас сделала отсылку к проектам. Если вы смотрели наши предыдущие вебинары, вы знаете, что мы всегда обсуждаем тему проектов, это важная тема и наша основная отличительная особенность – то, что ребята на протяжении двух лет реализует проекты. И учебные дисциплины помогают поддерживать осознанность реализации проектов.
Никита, расскажи про свой опыт реализации проектов в рамках магистратуры ВИШ. Насколько я знаю, у тебя было два проекта.
Никита: Это одна из самых главных фишек в ВИШ МИФИ, потому что вас знакомят с индустриальным заказчиком – с тем, для кого вы реализуете проект. При этом вам ещё дают наставника, который, как путеводитель, вас корректирует. Но основная идея в том, что проект именно ваш. Вы решаете, как он будет реализован. Вы можете даже переосмыслить проект в течение двух лет и вывести его на совершенно другой уровень, не так, как его замыслил ваш наставник. Изначально мой проект был связан со стоимостью строительства атомных станций, с тем, как выбор изменений влияет на строительство. В АСЭ был создан граф, который описывал влияние изменений решений проектировщиков в каждой системе. Обычно проектировщики сидят и проектируют в разных «колодцах». Кто-то проектирует тепломеханическое оборудование, кто-то электрическое, и каждый отвечает за свою систему. И ребята-энтузиасты создали граф, который показывает, что, если, допустим, повысить мощность насоса, то как при этом изменится напряжение на щитке, и так далее. Идея была в том, что нужно как-то оценить стоимость принятия решений. Изменения увеличат стоимость или уменьшат? Так получилось, что в итоге в этот проект влились только два человека, и к тому-же в середине семестра мы остались ещё и «без головы» – наш наставник перешёл на другой проект. Этот проект в рамках нашей команды из двух человек без наставника было просто невозможно сразу реализовать.
Ольга: Извини, перебью, чтобы люди не подумали, что у нас кидают своих ребят. Это было сделано пошагово, предварительно всё обсуждалось. Загруженность наставников очень высокая, потому что наши наставники – это в основном начальники каких-либо управлений, ответственность за принятие решений действительно большая, и иногда приходится жертвовать проектами, как в данном случае произошло.
Что было дальше?
Никита: После этого мы начали искать, куда нам присоединиться. У всех есть такая возможность, переопределиться в случае каких-то ситуаций. И выбрать проект по итогам работы ребят, по итогам того, как они презентуют результаты своей работы по проекту. Я решил присоединиться к проекту по созданию платформы обучения информационной ядерной безопасности. Вот там был очень такой серьезный наставник – главный эксперт в области безопасности. Это те самые люди, которые постучатся к вам в дверь, если вы что-то неправильно делаете…
Ольга: Виртуальную дверь по почте…
Никита: …потому что в ядерной отрасли очень важна безопасность, и эти люди отвечают за всё. В рамках проекта мы создали свою платформу. Лично мы с Ярославом Морозом разрабатывали именно тестирование. Мы создали тесты в уникальной платформе, по ядерной безопасности, их можно было использовать в любой системе, поддерживающей этот формат.
Ольга: Какие уроки ты извлек из проектной практики? Что бы ты сейчас сделал по-другому?
Никита: Я бы больше времени уделил проблематике, подготовке на стадии планирования проекта, когда ты определяешь «боль» заказчиков. Насколько этот проект нужен, как его лучше реализовать, чтобы он был востребован. Вы можете придумать всё что угодно, но вот с чем сталкивается большинство стартапов – они могут придумать какую-то идею, она будет классная, на бумаге красиво реализована, но никому не нужна. Нужно сделать эту систему user friendly, чтобы ею хотели пользоваться, вот это самое главное.
Ольга: Действительно, это большая работа. Иногда, когда думаешь создать, например, программу тестирования, либо ещё что-то более-менее легкое, все равно нужно учитывать множество факторов, которые будут окружать основной создаваемый продукт.
Никита: Так сложилось, что тема моего первого проекта частично перетекла в тему моего диплома. Эти проекты схожи по проблематике, по тематике. Я, кстати, вижу, что мой наставник, Анастасия Максимушкина, тоже подключилась к нашему эфиру.
Ольга: Давай сразу тогда про диплом. Расскажи, как получилась связка проекта и диплома.
Никита: Проект был именно про строительство и влияние множества факторов. А тема диплома – применение многокритериального метода для вывода из эксплуатации. То есть я определяю, какая стратегия вывода из эксплуатации лучше для каждого отдельного объекта атомной отрасли. Допустим, если мы выводим какую-нибудь атомную станцию, у нас есть три стратегии – это полная немедленная ликвидация, когда мы сразу берём все оборудование, вывозим и т д. Отложенная дезактивация – когда мы замораживаем объект и ждём, пока часть радиоактивных элементов распадется, после этого демонтируем. Либо обычный саркофаг – когда мы все закрываем и ждем 50, 100, 200 лет. В зависимости от того, что мы хотим, будут разные стратегии. Это зависит от многих параметров, в том числе социальных. Например, если выводим немедленно, то сохраняются рабочие места. То есть множество факторов нужно учесть.
Ольга: Насколько результат твоей дипломной работы будет применим в дальнейшем? Насколько вот эта критериальная оценка будет полезна?
Никита: Часть этих задач уже реализуется с помощью МАГАТЭ, это как раз передовые технологии. И в России начинает многокритериальная оценка реализовываться. Есть несколько федеральных норм Роспотребнадзора, по которым они с помощью определенных критериев оценивают вывод из эксплуатации. А я веду такую оценку по внешним факторам, внешним воздействиям заинтересованных сторон, не только экономический анализ либо дозовые факторы.
Ольга: А тот отдел, в котором ты изначально реализовывал проект, ты с ним как-то поддерживать связь, или у тебя сейчас больше идёт сотрудничество с научным руководителем со стороны МИФИ?
Никита: Сейчас больше идёт сотрудничество с научным руководителем. Вся информация только через него.
Ольга: Спасибо научным руководителям, здорово, что они прислушиваются к пожеланиям ребят, создаются дипломные проекты, которые им интересны.
Давай перейдем к работе. Расскажи, как получилось, что ты сейчас работаешь в этом направлении, по сооружению Курской атомной станции. Я знаю, что тебе поступали несколько предложений по трудоустройству. Я помню, как в момент трудоустройства в одно управление ты говорил «нет, я забираю документы и буду сдавать их в другое управление». Расскажи поподробнее.
Никита: Во-первых, спасибо тебе, Оля, потому что ты как наш наставник и руководитель, ведёшь нас и пытаешься трудоустроить студентов ВИШ МИФИ. Постоянно нам отправляешь заявки и вакансии на трудоустройство от заинтересованных начальников управления. Мы понимаем, что в первую очередь все начальники управления ищут сотрудников внутри корпорации, внутри АСЭ. Второй момент, который сыграл роль, это ВИШ МИФИ. Мой начальник Альберт присутствовал на одной из презентаций проектов ВИШ. И так сошлись звёзды, что сначала он отметил не меня, я в этот момент не выступал с докладом, он отметил Лизу Лихачеву и сначала предложил работу ей, но Лиза по каким-то причинам отказалась. После этого вакансия перешла Кобезскому Вове. Но он уже работал, являясь платным студентом. За платное направление отвечает именно АСЭ, то есть они оплачиваю обучение, При этом у вас есть такие бенефиты, что в первый семестр вас устраивают в какой-либо отдел.
Ольга: Давай сразу примечание сделаю небольшое. У нас есть бюджетные места, и основной наш поток – это именно бюджетники. И есть 5 мест, которые Атомстройэкспорт готов оплатить нашим потенциальным студентам и сотрудникам. Так же есть просто платное обучение. То есть, если вы готовы заплатить за свое обучение сами – пожалуйста. Эти пять мест обычно занимают либо выпускники базовой кафедры АСЭ в Нижнем Новгороде, либо сотрудники АСЭ, молодые специалисты, которые тоже заинтересованы в обучении, в саморазвитии, либо те абитуриенты, которые по каким-либо причинам не прошли по баллам, но мы понимаем, что они хорошие ребята и специалисты, и в нас тоже заинтересованы. А также те, кто уже закончил специалитет или магистратуру, и второе высшее будет платным в этом случае. Мы готовы пойти навстречу.
Никита: Так вот. В тот момент Вова уже работал в АЭП проектировщиком и устраиваться на новое место не хотел, поэтому он посоветовал меня, и сразу мне об этом написал. Это был рабочий, но не учебный день, я находился дома, сразу позвонил туда и договорился о собеседовании на следующий день. Я прошёл собеседование, мы понравились друг другу, но был такой нюанс – так как это Управление по управлению, стратегическое развитие, начальник управления закладывал какие-то резервы. На тот момент у него не было свободного места, но он знал, что вскоре оно освободится. И пока шел этот процесс, мы договорились, что я буду просто ходить, как на практику, я на вас посмотрю, а вы на меня. Я с апреля, со своего первого курса ходил туда и получал знания. Мне очень помогли те пары, которые преподавались в АСЭ. Одну из пар вел эксперт по методологии объединенного графика, в котором я сейчас работаю, он в первый же день пришёл ко мне и показывал, как это всё работает, как настроить систему, что с чем связано… Это было замечательно!
Ольга: Хочу похвалить тебя за самостоятельность, за то, что ты занял такую проактивную позицию. Прохождение практики перед трудоустройством – это как испытательный срок, который проходят сотрудники.
Нравится ли тебе твоя работа?
Никита: Да, очень. Я умел проектировать, знал, что находится внутри ядерного реактора, как он устроен. Но как построить, я не знал. Оказывается, это настолько огромный процесс. АО ИК «АСЭ» стоит на трех слонах, на трех бизнесах – проектирование, закупка и поставка оборудования, и строительно-монтажные работы, выполняемые на площадке. Мне, как человеку, который управляет сроками сооружения, нужно разбираться во всем. Это невероятный объём знаний, которые нужно освоить, переработать, воплотить. Я очень рад, что одной из ценностей Росатома является единая команда. Я могу просто набрать телефонный номер и проконсультироваться. Изначально это было очень страшно – я студент, и звоню уже экспертам, начальникам управлений, чтобы собрать информацию, давать какие-то задания…
Ольга: То есть твое предыдущее образование помогло тебе в работе.
Никита: Да, я вписался со своими компетенциями в это место работы. Те знания и навыки, которые я получил в вузе, мне очень помогли. И знания ВИШ МИФИ, и управление проектами, управление рисками, сроками.
Ольга: Здорово, что у тебя нет такого разграничения, что что-то пошло не так, получилось взять свой background, ввести его в настоящее, развиваться, проектировать атомные станции, следить за сроками сооружения.
Никита: Еще хотел сказать. Так как вы работаете в АСЭ, у вас есть возможность взаимодействовать со всеми сотрудниками управления. Вы ходите в одну столовую, например. У меня был такой случай, я решил выпить чашечку кофе и встретил свою одногруппницу Анастасию Татаренко. В этот момент она тоже работала в управлении, но на проекте «Пакш». Вместе с ней был её коллега Алексей. Я начал расспрашивать, как всё это происходит в других проектах, какие проблемы. Мы с ним поговорили, и буквально на следующий день Алексей мне звонит и говорит – «есть проблемы, у нас не хватает людей, не хотел бы ты попробовать пособеседоваться к нам в отдел». То есть АСЭ – то место, где за чашечкой кофе ты можешь устроиться на работу. Все возможности вокруг тебя.
Ольга: Трудоустройство в компанию, пока ты еще магистрант, дает тебе возможность случайно найти свое место работы.
Давай отвлечемся от работы и от учёбы. Где ты успел поучаствовать за эти два года? Какие-то активности, выезды, конференции… Что было самым интересным?
Никита: Есть два направления. То, которое организует МИФИ, и то которое организуют ВИШ и АСЭ. От МИФИ мне очень запомнилась конференция МИФИ-Стэнфорд, я за эти два года поучаствовал в четырех конференциях, одна из которых в прошлом году проходила в Америке. Это был просто невероятный опыт – пообщаться с лучшими выпускниками ведущих американских вузов. Там были ребята из Стэнфорда, из Кембриджа, из Гарварда. Был человек, который работает в МАГАТЭ, и который пишет сейчас рекомендации МАГАТЭ. Особенно запомнился самый первый форум, который проходил в Москве. На этом форуме у нас была проблематика по Ирану. Сначала мы разделились, то есть команда студентов из России и команда студентов из Америки начали обсуждать, как решать эту проблематику. После этого выступали с докладами. Это момент, когда ты понимаешь, что много людей, эти люди из разных стран, и у них разные мнения. Сначала мы рассказывали про глобальную кооперацию, про центры по переработке топлива. А у ребят из Америки первые мысли были – как наложить санкции на Иран, чтобы они ничего не сделали. Потом мы уже перемешались друг с другом, и они тоже начали думать насчёт кооперации. Это был замечательный опыт.
Ольга: Вы общались и презентовали свои проекты на английском?
Никита: Да, на английском.
Ольга: Мы в компании очень трепетно относимся к уровням английского языка наших сотрудников. В идеале мы принимаем с уровнем от pre-intermediate и выше. Если брать студентов ВИШ МИФИ, то это «английский час», организованный в рамках образовательной среды АСЭ, курс английского языка в рамках образовательной программы МИФИ, а также собственная программа Росатома Total English. Сотрудники присылают заявки, проходят анкетирование, тестирование и обучаются в группе. И есть разговорный клуб с совершенно свободным входом для сотрудников. Английский язык очень важен, так как 80% наших заказов – зарубежные.
Никита: И мне это очень помогло. Особенно в написании двух статей по итогам форумов. Одну статью я уже выпустил, вторая в процессе разработки.
Ольга: А какое самое яркое впечатление у тебя было в ВИШ МИФИ, в АСЭ?
Никита: Самое яркое недавнее впечатление – мы поехали на Питерский форум, Зимнюю школу по управлению проектами, и какие ребята там собрались – школьники, студенты первых двух курсов. Я смотрел на них и просто поражался – в свои годы они уже реализуют свои стартапы, свои проекты. Это было просто невероятно. Я вспоминаю себя в эти годы – как много возможностей я упустил.
Ольга: Знакомая тема. Особенно когда сейчас смотришь, ребята 16-17 лет, крутые программисты и дизайнеры, а я в эти годы просто читала книжки.
Давай вернемся на 2 года назад. Что бы ты сделал иначе, как бы ты построил два года обучения и работы, чтобы сделать что-то лучше? Или наоборот, ничего бы не изменял?
Никита: Сложный вопрос. Оглядываясь назад, я думаю, что всё, что я делал, у меня вроде бы получилось, и даже сложилось немного лучше. Я не ожидал такого результата, которого достиг. Не всегда ожидаешь, что можешь добиться лучшего, недооцениваешь свои возможности. На самом деле те знания и навыки, которыми ты обладаешь, очень нужны другим людям, ты просто не знаешь, как их применить.
Ольга: Что было самым сложным за эти два года? Cовмещать работу с учебой, личной жизнью? Какие-то предметы сложные, реализация проекта?
Никита: Самым сложным было именно совмещать работу с учебой, потому что с апреля, то есть с окончания первого семестра я работал на полный рабочий день, полную ставку, пять дней в неделю, в АСЭ, и было сложно совмещать пары и работу. Конечно, начальник пошёл мне навстречу, он меня отпускал, я ездил на пары. Помогло мне то, что я изначально обучался в МИФИ, и, так как я иду по 14-му направлению, по ядерной физике, большинство лекций мне уже читалось. Это было повторением того, что я уже прошёл. То есть мне было проще сдавать экзамены и зачеты. Но я все-равно выбрал самый сложный путь, потому что не совместил ни проект, ни работу, ни диплом. Для меня это были совершенно разные направления. Когда у нас проходила летняя практика после первого курса, я решил не отрываться от работы, поговорил со своим начальником, чтобы найти тему для практики внутри управления. И это было еще одно направление, причём пришлось мне это делать, не отрываясь от работы. Мне нужно было понять, можно ли применить балтийские дизельные генераторы на Курской атомной станции. Для этого мне пришлось перечитать техпроекты Курской и Балтийской атомных станций. Вы знаете, что такое техпроект станции – это две газельки с документами. За месяц я перечитал техпроекты по этим двум станциям, у меня сформировалось понимание, я обрел новые навыки.
Ольга: Слушая тебя, думаешь – когда он все успевает? На самом деле, если берёшь какую-то большую задачу, разбиваешь на мелкие кусочки, то это реально сделать за месяц.
Сейчас перед абитуриентами, которые поступают в 2020 году, стоит выбор - куда? В этом году у нас не будет набора физиков, но физики могут прийти на Системный анализ, либо на Информационные системы и технологии и попробовать себя в новом амплуа, дополнить свои предыдущие компетенции новыми знаниями, возможно, как-то скорректировать свою карьерную траекторию и профессиональный рост.
Какой совет ты дашь абитуриентам, которые поступают в этом году?
Никита: Главный совет – пытайтесь сделать всё, но при этом понимайте, что успеть всё невозможно. Всегда будет что-то, что нужно улучшить. Умейте остановиться в какой-то момент, понять, что важно для вас прямо сейчас, расставьте приоритеты. Вот это самый главный совет.
Ольга: Очень интересно. Каждый раз я задаю ребятам похожие вопросы, и интересно слушать, как они отвечают. Спасибо большое, Никита.
Пара слов организационных. Я позже выложу ссылку на анкету абитуриента ВИШ МИФИ и АО ИК «АСЭ», и, если вы заинтересованы, пройдите её. Мы вам будем высылать различную информацию, о приемной кампании, о сроках подачи документов, о новых вебинарах и интересных лекциях. Никита, спасибо ещё раз, хороших тебе выходных и продуктивной недели.