СОСТОЯЛАСЬ ЗИМНЯЯ ШКОЛА ВИШ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В Высшей инжиниринговой школе НИЯУ МИФИ в начале февраля прошла Зимняя школа ВИШ в области информационных технологий.
В одном месте собрались ребята из разных городов и вузов – МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Высшая школа экономики, Самарский государственный технический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Финансовый университет при правительстве РФ, и, конечно, НИЯУ МИФИ и филиалы.
География участников - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань, Обнинск.
В первый день ребята познакомились с ВИШ и АСЭ (Инжиниринговый дивизион ГК «Росатом», самый главный партнер ВИШ МИФИ), поиграли в деловую игру, в которой им помогал эксперт АСЭ Алексей Рогожин, прослушали две интересные лекции – большим данным и цифровым двойникам.
Что такое сложный инженерный объект, двойник объекта и зачем его нужно создавать - ребята узнали на теоретической части лекции «Цифровые двойники».
А вот на базе чего можно создавать цифровые двойники, участники Зимней школы увидели на экскурсии по исследовательскому ядерному реактору (ИРТ МИФИ).
Второй день ребята провели на территории АСЭ. А вечером, после насыщенного лекциями и игровой практикой дня в АСЭ, участники Зимней школы посетили павильон Атом на ВДНХ. Это грандиозное сооружение, состоящее из нескольких уходящих вниз этажей, хранит историю зарождения, создания и развития атомной науки, в картинках, фотографиях, видео и экспонатах. Специально для ребят была проведена подробная экскурсия, охватывающая по времени почти век - от «Времени первых» до «Современной атомной промышленности».
Выходные были насыщены практическими занятиями.
В субботу, 3 февраля, в рамках Зимней школы ВИШ состоялся хакатон «Основы интернета вещей».
Ребята должны были решить максимальное число заданий, всего их было больше десяти и усложнялись они по нарастающей.
Совсем простое задание – отправить в монитор последовательного порта контроллера Arduino один раз в 5 секунд сообщение «Я, ФИО, участвую в хакатоне ВИШ по интернету вещей» и продемонстрировать его в мониторе.
Задания посложнее – включить и выключить светодиод сигналом с клавиатуры; организовать плавное нарастание яркости светодиода на протяжении 5 секунд, а затем спадание этой яркости на протяжении 5 секунд.
Сложное задание – «ЖД переезд со шлагбаумом» – при приближении поезда мигает проблесковый маячок и опускается шлагбаум.
По итогам хакатона места распределились следующим образом:
1-е место (диплом победителя) завоевала Матюнина Юлия Алексеевна, МГУ им. М.В.Ломоносова.
2 место (диплом призера) поделили:
Безверхняя Дарья Михайловна, МГТУ им. Баумана;
Зоткина Анна Алексеевна, НИЯУ МИФИ;
Третников Александр Андреевич, НИЯУ МИФИ;
Светлолобов Антон Юрьевич, СПбГУПТД.
3 место (диплом призера) поделили:
Звода Полина Игоревна, Университет ИТМО;
Макаров Юрий Владимирович, СПбГУПТД;
Эрнандес Гарсия Даниэль Дельевич, СПбГУПТД.
Диплом лауреата Хакатона в номинации «Пять заданий» получили:
Бовт Анна Константиновна, НИЯУ МИФИ;
Загуменов Сергей Константинович, КНИТУ-КАИ.
Дипломы учитываются в качестве индивидуального достижения при поступлении в магистратуру НИЯУ МИФИ в 2024 году. Победители и призеры получат 6 дополнительных баллов, а лауреаты - 2.
В воскресенье, 4 февраля, участники Зимней школы ВИШ осваивали азы виртуальной реальности вместе с преподавателем Татьяной Федоровной Волобуевой.
Первый час был посвящен теории – разработчик отечественного программного обеспечения виртуальной реальности VR Concept Денис Захаркин рассказал, как и для чего используется эта технология в промышленности.
Затем ребята перешли к простому практическому заданию – создать сценарий, при котором в виртуальной среде нельзя рассоединить пластины, не развинтив гайку.
Во второй части занятия можно было провзаимодействовать уже с более сложными проектами, заранее изготовленными студентами ВИШ – тренажерами сборки/разборки насоса и задвижки, а также виртуальным аналогом исследовательского реактора (ИРТ МИФИ), на котором участники Школы побывали двумя днями ранее.
В заключительный, пятый день Зимней школы, студенты прослушали две лекции. Первая – по системной инженерии от кандидата технических наук Антона Сергеевича Королева. Вторую лекцию по технологиям разработки программного обеспечения прочел кандидат физ.-мат. наук Юрий Анатольевич Андриенко. Оба лектора – преподаватели ВИШ МИФИ.
Затем к ребятам пришли студенты и выпускники Высшей инжиниринговой школы, аспиранты и сотрудники Инжинирингового дивизиона Росатома, и отвечали на вопросы – чему они обучались, чем занимаются сейчас, где и какие знания пригодились.
После ток-шоу студенты в игровой форме поделились своими впечатлениями от Школы. Помогал в игре эксперт Центра образовательных программ АСЭ Алексей Рогожин.
В общем, каникулы выдались насыщенными! Участники освоили массу полезных навыков, получили знания междисциплинарного профиля, которые помогут расширить научный кругозор, приобрели отличный опыт по подготовке проектов и стали ближе к сложной, но интересной и перспективной работе в Росатоме.